Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Суспирия(2018) Дакота Джонсон (Dakota Johnson)

Рецензия на фильм Суспирия (2018)

Танцы, ведьмы и фашисты: грандиозный фильм ужасов с Дакотой Джонсон

Если вы обратитесь к любому списку лучших фильмов ужасов в истории, то непременно в первой двадцатке увидите «Суспирию» 1977 года. Итальянец Дарио Ардженто снял по-настоящему культовый ужастик с сочными красными цветами, безумным и путанным сюжетом про ведьм и запредельным саундтреком. Собраться переснимать такое - себе дороже, это давно уже реликвия своей эпохи. Однако Лука Гуаданьино, известный по ремейку «Большой всплеск» и оскаровской гей-мелодраме «Зови меня своим именем», снял совершенно другой фильм, в котором от оригинала не осталось и следа. Пугает новая «Суспирия» по-другому, но и сбивает с ног зрителя куда мощнее, чем порядком устаревший шедевр прошлого.

1970-е. Американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в Берлин поступать в школу бальных танцев под руководством знаменитой мадам Бланк (Тильда Суинтон). На улицах города царят беспорядки, а последствия фашизма еще витают в воздухе, и только старый пансион стоит, как ни в чем не бывало. Однако внутри старинных стен происходят странные вещи. Недавно бесследно пропала одна из учениц Патриция (Хлоя Грес Мориц). Обстановка в труппе более чем нервная. Но, кажется, Сьюзи ничего не замечает, она делает невероятные успехи в танцах и становится любимицей самой мадам Бланк. Параллельно престарелый психолог (мастерски загримированная Суинтон), который лечил Патрицию, решает разузнать что же на самом деле происходит в особняк, и почему его пациентка постоянно твердила о ведьмах.

Первым делом бросается в глаза необыкновенный визуальный ряд «Суспирии». Если оригинал пестрел всеми цветами радуги, то здесь авторы нарочито понизили тона, чтобы создать гнетущую и серую атмосферу полуразбитого Берлина. Вообще, огромное место в картине занимает послевоенная жизнь разделенной Германии: по радио постоянно слышны новостные сводки о террористах и коммунистах. Война окончилась, а люди по-прежнему отдают свои жизни в борьбе за свои идеалы. Кажется, что все это не имеет никакого отношения к основному сюжету талантливой танцовщицы Сьюзи. Но чем дальше развиваются события, тем виднее становится витиеватый узор, который задумал режиссер.

То, что управляют пансионом старые ведьмы, становится известно почти сразу. Фильм погружает нас в закулисные будни коварных старушек. Они хлопочут по своим ведовским делам и строят козни непослушным ученицам. Нужно сказать, что настоятельницы все как на подбор получились жуткими и запоминающимися. От одной их кривой улыбки пробегают мурашки по телу. Однако внутри их на первый взгляд дружной семьи царят распри и почти политические интриги. Недаром тут и там расставлены намеки на фашизм: ведьмы во многом повторяют принципы организации Третьего Рейха и к финалу это становится не просто очевидно – кровь польется изо всех щелей.

Режиссер Гуаданьино очень тонко и изящно работает с жанром ужасов. Он не пытается никого копировать, а за умелой и выразительной стилизацией под 1970-е кроется совершенно уникальный визуальный ряд, погружающий в натуральный транс во время просмотра. Отдельно нужно сказать о сценах танцев, которые выполнены с таким тщанием и исполнены актрисами так самоотверженно и сильно, что не поразиться невозможно. Все это устрашающее чудо разворачивается под музыку, сочиненную специально для фильма вокалистом группы Radiohead Томом Йорком. Эффект получился невероятным, местами «Суспирия» одновременно вызывает почти тошнотворное отторжение и эстетическое восхищение.

Наверное, впервые о Дакоте Джонсон можно говорить, как о большой актрисе только теперь, после ее роли в «Суспирии». Большинство сцен она выдерживает очень скромно, смиренно, как мышка, но, когда дело касается танцев, тут звезда «50 оттенков серого» действительно удивляет. Джонсон без дублера совершает такие кульбиты, что диву даешься, как это ни один режиссер до этого не разглядел в ней такую пластичность и фотогеничность. Что касается Тильды Суинтон, то образ суховатой и долговязой ведьмы ей очень к лицу. Ее крупные планы украшают картину, а внутренний надрыв ее героини она с легкостью передает безо всяких слов. Актриса также сыграла здесь и роль щуплого старика-психолога, которому не дают покоя россказни о ведьмах. Интересно, что этот факт был отмечен уже после премьеры «Суспирии» и первые зрителя долго гадали, что же это за актер, о котором ничего доселе не было известно.

Наверное, единственным недостатком необыкновенной картины Гуаданьино можно считать кровавый и сумбурный финал. Снят он настолько отталкивающе и нарочито безобразно, что вся былая гармония резко рушится и отчасти разочаровывает. Впрочем, сюжетно такая развязка более чем оправдана, режиссер здесь прямо обыгрывает Ночь длинных ножей, жестокие репрессии учиненные Гитлером в 1934 году. Однако, есть ощущение, что снять это можно было тоньше, ведь до этого получалось. Отметить хочется и слишком завышенный хронометраж длинной в почти три часа. Отважиться на такое длительное и пугающее путешествие отважиться далеко не каждый зритель.

«Суспирия» из того разряда фильмов, к которым сложно остаться равнодушным. Она либо будет мучительно раздражать, либо захватит целиком и полностью. Это штучная и ни на что не похожая работа, которой даже вредит ее принадлежность к культовому хоррору 1970-х. Если бы режиссер Гуаданьино назвал свой фильм иначе, кажется, он бы заслужил куда больше заслуженного внимания. Его «Суспирия» получилась сложной, умной, волнующей и невероятно красивой. Среди современных хорроров с их подростковыми страхами, ей просто нет равных. Фильм пугает не ведьмами, а тем что стоит за ними – историей, реальностью, которая страшнее любых кошмаров.

Оценка: 9 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Суспирия(2018) Дакота Джонсон (Dakota Johnson)