Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Проводник(2018) Александра Бортич

Рецензия на фильм Проводник (2018)

Саша Бортич борется с нечистой силой

Российские кинематографисты крохотными шажками исследуют жанр фильмов ужасов последние несколько лет. Но по-прежнему вспомнить хотя бы один достойный пример хорошего отечественного ужастика пока не получается. Хотя, казалось бы, материала в нашей культуре предостаточно, чтобы отменно напугать зрителя. Впрочем, как ни крути, хорроры стали трендом, и российские режиссеры рвутся заскочить в этот поезд. Но непрофессионализм дает о себе знать слишком явно. «Проводник» не стал исключением, это все еще зрелище для сильных духом и тех, кто очень болеет за отечественный продукт. Тем не менее, картина Ильи Максимова («Пятая стража», «Адвокат»), кажется, движется в очень интересном и нужном направлении. И об этом как раз и хочется поговорить.

Сюжет «Проводника» разворачивается вокруг грустной и одинокой девушки Кати (Саша Бортич), которая с детства обладает необыкновенным даром. С ней могут связываться духи умерших, которые не могут найти покоя в загробной жизни. При помощи Кати они пытаются разрешить ошибки прошлого и скинуть с себя груз вины. Однако у блондинки и самой достаточно проблем: каждый день жуткие видения выводят ее на очередную жертву маньяка, орудующего в городе. Вскоре девушкой заинтересуется полиция во главе с оперативником Капковым (Евгений Цыганов). Поначалу, Катя производит на него впечатления наркоманки с шизофренией, но впоследствии он проникается к ней симпатией и стремиться помочь. Но девушке еще предстоит разгадать, что хотят сообщить ее видения, и какое отношение имеет все это к ее детству.

Конечно, сценарий картины звезд с неба не хватает. Большинство сцен вызывает легкое чувство дежавю, и не нужно быть хорошо насмотренным в жанре ужасов, чтобы понять откуда здесь ноги растут. К слову, рассчитывать на какую-либо интригу в «Проводнике» тоже не приходиться. Догадаться, кто главный злодей можно с первого же появления этого персонажа на экране. Создатели до смешного акцентируют на нем внимание и подбрасывают ему подозрительности. Проще было бы, если герой сразу же представился маньяком.

Но проблема сюжета «Проводника» кроется даже не в наивности сценариста, а в том, что картина просто не складывается во внятное повествование. Монтажеры постарались на славу: множество сцен практически никак не коррелирует с соседними, герои заходят в одну дверь, а выходят из другой, да что уж говорить, понять что-нибудь о самой Кате весьма нелегко. Откуда у нее дар, каким образом она помогает мертвецам, все это остается за кадром. В «Проводнике» немало сцен, которые оставляют в немом недоумении: героиню, к примеру, в середине фильма сажают за решетку, но она как ни в чем не бывало открывает окно в своей камере и выходит на свободу. Странно? Не то слово.

Однако, как ни парадоксально, странность и вычурность происходящего неожиданно идет на пользу «Проводнику». Режиссеру удалось сгустить мистическую атмосферу ровно по той причине, что объяснить рационально происходящее на экране просто не получается. Только постепенно начинаешь понимать, что действие картины происходит в неопределенном времени и месте. Неоновые огни, ретро-автомобили, полицейский участок, расположенный в какой-то заброшенной церкви, - это только несколько атрибутов, которыми полон «Проводник». Создатели уловили очень важную вещь: в фильмах ужасов нельзя все объяснять, только недосказанностью можно сохранить напряжение зрителя, чтобы он до последнего не осознавал, что к чему.

За это решение, быть может даже не совсем осознанное, хочется авторов «Проводника» похвалить. Мир фильма получился интригующим и необычным, по крайней мере, в российском кино аналогов ему вспомнить не получается. К сожалению, это совсем не помогает картине, страдающей от всех обычных недугов российского кино. В «Проводнике» очень не хватает банальной выразительности, авторского видения, проще говоря, умения хорошо и профессионально снимать кино. «Страшные» сцены сделаны попросту плохо, неубедительно и скучно, да и видели мы это все сотни раз. И да, с таким дырявым сценарием захватить зрителя просто невозможно при всем желании.

Сашу Бортич, конечно, хочется похвалить за смелость брать на себя нестандартные роли, тем более истеричной барышни Кати, друзья которой сплошь мертвецы. Однако драматические сцены ей совсем не к лицу, актриса сильно переигрывает и выглядит очень неестественно. Что касается Цыганова, то здесь он в привычном образе следака со смурным лицом, любящего заложить за воротник. На втором плане запомнится разве что Александр Робак, чей герой – призрак, который очень хочет попросить прощения у своей живой матери.

По факту, «Проводник» полон замечательных идей и приемов, которые в силу непрофессионализма и довольно топорного понимания жанра ужасов, превратились в непонятную мешанину и безвкусицу. При этом, картина все равно выгодно отличается от большинства отечественных ужастиков, хотя бы своим старанием и таинственностью. Видно, что авторы долго придумывали место действия, пытались фантазировать, а не тупо ждали, когда кончится съемочный день. «Проводника» можно назвать своеобразным рубежом в наших хоррорах, и здесь есть чему поучиться коллегам по цеху. Но все же, увы, ему еще очень далеко до уровня хотя бы неплохого кино.

Оценка: 4 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Проводник(2018) Александра Бортич