Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Завод(2018)

Рецензия на фильм Завод (2018)

Партия вам не поможет: бескомпромиссная драма Юрия Быкова о России

Трудно назвать другого современного российского режиссера к чьему имени было бы приковано столько же внимания и интереса, как к Юрию Быкову. Его фильмы «Дурак» и «Майор» заслужили абсолютно культовый статус в народе, поскольку в них действительно отразилась эпоха, та самая «русская жизнь» как она есть. Даже весьма спорный сериал «Спящие», от которого всячески отрекался и сам автор, не сумел поколебать веру зрителей в новый проект – «Завод». И не зря, история о классовой борьбе на одном провинциальном производстве – материал идеальный для режиссера Быкова.

На одном безымянном заводе где-то посреди России рабочие вкалывают с утра до ночи, чтобы прокормить семьи. Однажды к ним наведывается начальник Калугин (Андрей Смоляков), хорошо одетый, серьезный, и объявляет подчиненным, что производство он вынужден закрыть, потому как прибыли от него нет никакой. Отчаянные и угрюмые пролетарии во главе с Седым (Денис Шведов) не находят иного выхода, как взять злодея и деспота в заложники и потребовать выкуп в качестве компенсации. План похищения проходит на удивление отлично, и, казалось бы, скоро все будут счастливы. Но внезапно в дело вмешиваются силовые структуры и обстоятельства приобретают совсем иной поворот.

Несмотря на знакомый почерк и актерский состав, «Завод» не совсем то кино, к которому мы привыкли у Быкова. Прежде всего, это совсем не жанр частной, житейской драмы, которую можно прочитать как универсальную метафору российской действительности. Быков в «Заводе» идет куда дальше и претендует на более глобальные проблемы, которые, пожалуй, будут вполне понятны и зарубежным зрителям (недаром в съемках картины принимали участие французские инвесторы). Прямота и честность высказывания, свойственная автору, оформлена здесь в динамичный и бескомпромиссный мужской триллер.

Классовый конфликт рабочих и циничного олигарха обостряется у Быкова вмешательством государства, которого как бы никто не звал. Седой и компания хотели разобраться со своим начальником по-мужски, но внезапно приезжают силовики и устанавливают свои правила. При этом, конечно же, полиция, не раздумывая, принимает сторону олигарха, правящего класса, оставляя тем самым рабочих без защиты и надежды на спасение. По ходу действия, разворачивающегося в мрачных и давящих декорациях металлургического завода, фильм подробно описывает судьбы своих героев, их предыстории, зачастую весьма трагичные, как у молодого заики, сыгранного Иваном Янковским. «Завод» можно назвать социальной пьесой, в духе Горького, в которой каждый персонаж ищет свою правду и справедливость, имеет свой голос. Сближает с театральным действием и то, что происходят события в одном месте и длятся ровно одну ночь. Вообще композиционно «Завод» придуман и сделан очень точно, классически, каждая шестеренка в этом механизме работает безотказно.

Быков расставил множество интересных символов и цитат, которые уплотняют повествование и выводят события на более широкий фон. Наиболее интересными представляются плакаты с изображением вождя пролетариата Ленина в подсобках завода. Режиссер здесь очень тонко проводит параллель как между историческими эпохами, так и кинофильмами вообще. В советские времена рабочие были главными героями, сильными, честными и благородными. Они были способны свергнуть любого руководителя, если заподозрили, что действует он лишь из соображений собственной выгоды. Но эти бравые ребята всегда знали, что их поддержит партия, Ленин и комсомол. В «Заводе» Быкова все совершенно наоборот, в мире капитализма – рабочий это лишь материал, который ломает система, ради своего существования.

Интересно, что «Завод» - очень мужское кино, здесь вообще невозможно представить женщин, или какой-либо нежности и сострадания. Быков снял очень тестостероновое кино: музыка грохочет, потные и суровые мужики сталкиваются лбами, исступленно кричат, злятся то на себя, то на государство. Все без исключения герои окрашены автором в черный цвет, это тот случай, когда «бытие определяет сознание» - и замученные жизнью люди просто не знают другого выхода, кроме насилия и жестокости. Поэтому в «Заводе», зрителя вряд ли найдет кому искренно сопереживать, режиссер стремится вызвать у зрителя жалость к собственной стране, в которой все еще царит несправедливость.

Финал у Быкова получился открытым, но основная идея его ясна как день: простой человек ничего не стоит в этом мире, а на смену как Седому, так и Калугину, придут другие. Ничего не меняется, и порочная система продолжает гнить с головы. «Завод» очень честное и смелое кино, проникнутое искренней болью автора. Конечно, в некоторых местах Быков передергивает, и фильм гораздо лучше смотрится как выдумка, искусная метафора, нежели реалистическая драма. Впрочем, это не мешает режиссеру добиться желаемого эффекта – заставить зрителя задуматься о происходящем вокруг, «начать с себя», чтобы изменить всю систему. «Завод» - пессимистичен и даже жесток, но при этом очень конкретен и бьет ровно в то место, в которое нужно.

Оценка: 8 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Завод(2018)