Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Стекло(2019)

Рецензия на фильм Стекло (2019)

Комикс, бессмысленный и беспощадный: супергеройский провал М. Найта Шьямалана

Карьера режиссера М. Найта Шьямалана, мягко говоря, неровная, а его удачные и даже отличные работы, вроде «Шестого чувства» и «Неуязвимого», теряются на фоне серого и зачастую очень претенциозного проходняка. Тем не менее, за ним давно устоялся титул «Автора» со своим уникальным стилем и подходом к сюжету, в частности к финальным твистам. Впрочем, на прессу и прокат его фильмов (всегда слабые) этот культовый статус практически не влиял до выхода «Сплита». Триллер о маньяке, в котором уживаются множество личностей, вдохнул надежду, что Шьямалан еще может удивлять. А желание скрестить «Сплит» и «Неуязвимого» интриговало хотя бы своей амбициозностью. Но, похоже, Шьямалан вновь стал жертвой собственных амбиций.

В психиатрической лечебнице встречаются трое пациентов, уверенных, что они обладают суперспособностями: выживший после страшной катастрофы Джеймс Данн (Брюс Уиллис), Кевин (Джеймс МакЭвой), страдающий от расстройства личности, и Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон) – злой гений с чрезвычайно хрупкими костями. Последний искренно верит, что все описанные в комиксах сюжеты - не выдумка, супергерои реально живут среди нас, нужно только всех их отыскать, собрать вместе и показать человечеству, кто тут главный. И в соседней со Стеклом палате обитает молодой человек, уверенный, что внутри него живет Зверь.

Если вы плохо помните события «Неуязвимого» и «Сплита», не переживайте, Шьямалан позаботился о том, чтобы сюжеты его фильмов, после просмотра «Стекла», отскакивали у вас от зубов. Персонажи во всех деталях проговаривают события предыдущих лент буквально каждые пять минут в промежутках между утомительными диалогами о том, что значит быть героем и каково это – терпеть боль.

Шьямалан с упоением фанатика жаждет донести до зрителя свое «Высказывание», совсем не заботясь при этом о том, чтобы как-то интересно и красиво обернуть его. Как ни грустно это признавать, но «Стекло» - затянутое и монотонное разговорное кино о супергероях. Пациенты психиатрической больницы перекидываются высокопарными словами о природе травмы, рассуждают, где она грань между сумасшествием и пресловутым геройством. Все эти темы развивались Шьямаланом в «Неуязвимом» и «Сплите» гораздо тоньше и при этом подавались под динамичной оболочкой триллера и хоррора.

Режиссер обещал, что «Стекло» станет единственным в своем роде, настоящим кинокомиксом. Действительно, более скучного зрелища, чем двухчасовое переливание из пустого в порожнее, придумать для супергеройского кино трудно. Это хорошо, когда режиссер обманывает ожидания зрителей, но «Стекло» переходит всякие границы. Даже держа в голове, что все происходящее – своеобразная пародия на популярные блокбастеры Marvel и DC, смотреть не становится интереснее. Просто потому, что от смешивания пародии и высоколобого (и, скажем прямо, банального) высказывания о том, как люди поглупели, ничего по определению толкового выйти не может. Характерных для Шьямалана финальных твистов ждать тоже не стоит, концовка выглядит попросту жалко. Складывается ощущение, что писал ее пятилетний ребенок, родившийся в семье сектантов: дело дойдет чуть ли не до масонов и рептилоидов, которые тайно управляют людьми и делают их глупее.  

Есть, впрочем, у «Стекла» одно очевидное преимущество – ведущие артисты. Увы, на фоне Уиллиса и Джексона, Джеймс МакЭвой выглядит уже не так внушительно, как в «Сплите», где ему удавалось очень органично жонглировать образами в одиночку. Местами он ощутимо переигрывает, и вообще его герой растерял загадочность и опасность, которые исходили от него в прошлый раз. Однако отработал актер на совесть и придираться здесь следует скорее к нелепому сценарию Шьямалана. Джексон и Уиллис ожидаемо отлично сыграли и даже глуповатые реплики из их уст звучат убедительно. Небольшие роли достались притягательной Ане Тейлор-Джой из того же «Сплита», но ее роль опциональна и не добавляет в «Стекле» ничего нового к характеру ее героини, и Сара Полсон («Американская история ужасов») в роли скептичного и холодного доктора, с взглядом тотального непонимания озирающей происходящее.

«Стекло» не столько пало жертвой завышенных ожиданий, сколько бредовой по всей своей сути идеи скрестить два совершенно разных фильма и потом невозмутимо объяснять о чем они были, будто зритель настолько глуп, что сам не понял этого. Конечно, в картине все еще есть здравые мысли, есть над чем порассуждать в контексте современного бума комиксов и сверхпопулярности сверхлюдей. Но Шьямалан обращается с этими темами так неискусно, вульгарно и скучно, что диву даешься, как его вообще кто-то мог называть хорошим режиссером. Автор явно застрял где-то в начале нулевых, когда был еще актуален и интересен, сегодня же его методы, доведенные им же самим до полного абсурда, не только не работают, но вызывают пренебрежительный смех.

Оценка: 4 из 10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Стекло(2019)