Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Щелкунчик и четыре королевства(2018)

Рецензия на фильм Щелкунчик и четыре королевства (2018)

Киноинъекция праздничной мишуры

Кажется, сценаристка Эшли Пауэлл попыталась освежить знакомый (любимый) всеми сюжет и задумала усложнить его. Решение благородное. Ведь половина из нас в конце декабря все равно пойдет («каждый год мы с друзьями ходим в баню») на классический балет Чайковского и Петипа по мотивам сказки Гофмана. И дублировать то же самое на большом экране действительно было бы странно. Однако уходить от традиционной сюжетной канвы сценаристка решила очень уж оригинальным способом. И теперь через нового «Щелкунчика» то там, то сям просвечивают другие фэнтезийные фильмы с семейным рейтингом. Начинается все с гаррипоттеровской совы, затем «Хроники Нарнии», после – «Алиса в Стране Чудес». То есть студия Disney местами цитирует саму себя, а это ведь почти не плагиат, правда?

Главная героиня Клара (Маккензи Фой) остро переживает смерть матери, оттого довольно резка со своим отцом (Мэттью Макфэдьен). Девушка получает посмертный подарок от мамы – шкатулку, которую никак не удается открыть. На помощь приходит пиратского вида крестный Дроссельмейер (Морган Фримен). По его веревочной наводке девушка попадает в фантастический мир (привет «Хроникам Нарнии»!) своей матери, наследницей которого она, Клара, является (а как же другие дети???). К слову, маму Клары звали Мари. То есть версия Disney – это сиквел классической истории? Стоп. Запомните, первое правило бойцовского клуба фильма режиссеров Лассе Халльстрём («Шоколад», «Хатико: Самый верный друг») и Джо Джонстон («Джуманджи», «Первый Мститель») – не задавайте подобных вопросов, если хотите хоть чуть-чуть насладиться фильмом. Потому что алогизмов, несоответствий в повествовании хоть отбавляй. Может, дело еще и двух «хозяйках на одной кухне»? Часть этих сюжетных неловкостей решается банальной сменой названия. Ну, например, «Клара и четыре королевства». Тогда все более-менее встает на свои места. Ибо добрая половина претензий как раз к Щелкунчику. Его играет Джейден Фовора-Найт. Выглядит это примерно так. 

По случаю вспоминаются анекдоты о поручике Ржевском. От Щелкунчика в Щелкунчике не осталось ничего. Такое ощущение, что этот спорный образ здесь нужен только для легализации названия. Капитан Хоффман становится всего лишь проводником Клары в сказку. А в волшебном мире четырех королевств не все спокойно. Матушка Имбирь, кукла с которой никто не хочет играть, собирается захватить, как это водится, ВСЁ! Зачем, почему – воспоминаем первое правило! Говоря по совести, внятный конфликт отсутствует. Но нужен ли он зрителям-крошкам? Повествование рубит с плеча. А Гофманский зыбкий мир полуреальности-полусна заменен яркой витриной со сластями. 

Пара слов о героинях. Клара - не та принцесса, которая будет ждать, когда ее спасут. В наше время ценится ум, отвага, индивидуальность. Такой и постарался сделать Клару Disney. Ведь дети (да и взрослые) ассоциируют себя с главным персонажем. Ее образ очень похож на девочку другой сказки – Вайолет Бодлер из «Лемони Сникет: 33 несчастья». Клара тоже любит науку, изобретательство и ненавидит показное. Но феминистская линия вышла непоследовательной. Свой замечательный военный мундир Клара, увы и ах, надевает с юбкой! Матушка Имбирь в исполнени Хелен Миррен получилась немногословной в отличии от другого персонажа. Кира Найтли – писклявая фея Сахарная Слива с двойным дном. Порой ей хочется дать пощечину и прикрикнуть: женщина, хватит истерить! Но за такое платье можно простить многое! 

И тут мы подходим к самому главному, из-за чего, видимо, все и затевалось. Декорации, костюмы, грим – визуальный, не при детях будет сказано, оргазм. Вот зачем взрослым нужно идти на этот фильм. Пророчу «Щелкунчику» целую главу в учебнике по дизайну в кино. Блестки, пайетки, рюш, банты, цветы – визуалы оценят вычурную декоративность. Другие аттракционы – марш оловянных солдатиков, Мышиный король, жуткие колуны-матрешки, живые куклы и прочий стимпанк.

Приятно, что художники подумали и об истоках. Дворец выполнен по мотивам храма Василия Блаженного. Таинственная шкатулка толсто намекает на яйцо Фаберже. Звучит Чайковский. Есть и балет. Танцевальная вставка является своеобразным флешбэком. Это действительно элегантно. На сцене блистает танцор украинского происхождения Сергея Полунина. Компанию ему составили другие звезды мирового балета. 

Финал этой истории – предсказуемый перевертыш. В конце героиня находит в себе силы преодолеть эгоистичную скорбь и понять чувства своего отца. Но сказки о смерти не получилось, хотя сама по себе идея рассказать об этом на детском языке – очень правильная и важная. Радует, что беспомощный сюжет не был дополнительно испорчен штампованной любовной линией. 

Так каков вердикт рецензии на фильм «Щелкунчик и четыре королевства»: смотреть или не смотреть? Мне кажется – смотреть. К слабым сюжетам мы давно привыкли, но ведь продолжаем ходить на фильмы про супергероев, конвейерные хорроры и бесполезные мелодрамы. «Щелкунчик» имеет перед всеми ними неоспоримое преимущество – картина просто очень красивая, баланс между хорошим вкусом и китчем почти соблюден. И речь не о пресловутой компьютерной графики, которой здесь, конечно, полным-полно, но и о реальных рукотворных вещах, которые завораживают, вдохновляют, как и внезапный балет во время титров. У этого фильма были все шансы стать новогодней бомбой, но, видно, не в этот раз. Зато он поможет отключить голову и получить инъекцию праздничной мишуры прямо в мозг :)

Оценка 6/10

 


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Щелкунчик и четыре королевства(2018)