Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора О теле и душе(2017)

Рецензия на фильм О теле и душе (2017)

А вам снятся олени?

«О душе и теле» («Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля 2017) - история любви: поэтичная и чистая, словно кафельная плитка на скотобойне. Не очень подходящее место для нежности, правда? Однако режиссер картины Ильдико Эньеди так не считает. Фильм начинается с зарисовки: лес, олени (к ним мы еще вернемся). После титров перемещаемся на мясокомбинат. Ильдико Эньеди, талантливый документалист, шокирует (все же, не переступая грань) натуралистичными подробностями. Но не для красного словца здесь нужны подвешенные туши и грустные глаза буренки. Эта эффектная метафора будет раскрываться на протяжении двух часов неторопливого киноповествования и достигнет кульминации в финальном эпизоде, который элегантно закольцует композицию фильма.

Главные герои – коллеги по говяжьему цеху: полупрозрачная, невесомая Мария (Александра Борбей) с расстройством аутистического спектра, работающая инспектором по качеству, и стареющий, замкнутый финансовый директор Эндре (Геза Морчаньи) с парализованной рукой. В ходе почти детективной завязки (Эньеди и так может) выясняется, что Марии и Эндре снятся одинаковые сны – в ночных грезах оба видят себя оленями, которые бок о бок бродят по заснеженным лесам в поисках пищи. Одно сновидение на двоих – высшая форма эмпатии, которая и запускает драматическую машину. Документальностью и вымыслом Ильдико Эньеди жонглирует непринужденно, как бы легитимизируя и первое, и второе (привет, «Наука сна»). Все это происходит в минималистичных декорациях, камера почти подглядывает.

Если бы «О душе и теле» снимали в Голливуде, то нас ждала бы развеселая комедия о служебном романе с кучей нелепых ситуаций. К счастью, фильм был снят в пригороде Будапешта, что не отменяет определенной доли иронии, ведь жизнь – штука смешная. Отношения между Марией и Эндре назвать романом язык не повернется. Они, словно две сломанные детальки, которые никак не соединятся. Потому что у одного – душа, а у другого – тело. Эндре тихо ненавидит себя и окружающий мир. Мария полностью дезориентирована и как бы исключена из этого мира. Но на поверку оказывается, что даже персонажи, внешне кажущиеся «нормальными», таковыми не являются – садист Саньи, ревнивец Йено и т.д.

Мы слишком хрупкие и ранимые для любви. Мария и Эндре испытывают панику перед неизведанной душевной и физической близостью. Однако экзистенциальный ужас в социуме принято скрывать, чтобы остальным, так сказать, аппетит не портить. Сражаться с собственными страхами (страх быть непонятым – самый сильный из них!), комплексами и прочими тараканами – невыносимо сложно. А, может, с ними и не надо сражаться? Достаточно честно в них сознаться себе и другому? Несоответствие формы и содержания (видимого и скрытого) вырастает в новую человеческую гармонию взаимопонимания, уважения и сострадания.

«О душе и теле» тяготеет к притче. Есть он и она, их страхи и сомнения. Такое могло произойти хоть в космосе, хоть на соседней улице. Такое происходит каждый день с каждым из нас. Ведь все одинокие спальни по ночам превращаются в бойню. И запомните, чтобы предотвратить катастрофу, достаточно телефонного звонка.

Завораживающая (и единственная) песня, звучащая в фильме - «What He Wrote» Лоры Марлинг.


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора О теле и душе(2017)