Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Жена(2017) Гленн Клоуз (Glenn Close)

Отзыв о фильме Жена (2017)

Жена-писатель - горе в семье

На свете существует слишком много причин, по которым нельзя пройти мимо новой драмы «Жена». Одна из них – режиссер. Швед Бьёрн Рунге не то что бы часто мелькает у нас. Зато у себя на родине он довольно известен. Пора и нам познакомиться с творчеством обладателя Серебряного медведя Берлинале 2004. «Жена» - отличный для этого повод. Другая причина, по которой мы не можем пропустить эту картину и не написать отзыв о фильме «Жена» – конечно, мастодонты кинематографа, актеры Гленн Клоуз и Джонатан Прайс. Тут можно съязвить, что появись они в фильме со самым слабым сценарием на свете, это было бы все равно блестяще. Но ядовитых комментариев отпускать не хочется, потому что «Жена» хороша сама по себе. Клоуз и Прайс просто выписали ей кредит доверия на сто лет вперед и заблаговременно возвели на постамент абсолютной классики всех времен. И это не игра слов. Именно таким фильмом и представляется «Жена» после просмотра - давно знакомым, потому предсказуемым, уравновешенным, ладно скроенным.

Это фильм-образец из учебника из главы про сильную драму. Выполнена «Жена» безупречно (так безупречно, что почти скучно). Все актеры на своих местах. Театральная камерность предает особое очарование и сосредотачивает на динамике конфликта.

В центре сюжета – пожилая пара – Джоан и Джо Кастельман в исполнении звёздного дуэта. Джо – писатель, и ему собираются вручать Нобелевскую премию. Пара летит в Стокгольм. Радостное событие оказывается последней каплей в невидимой войне, которая все это время происходила внутри Джоан. В самый счастливый момент их совместной жизни она собирается разрушить и семью, и карьеру мужа. Тут как раз подворачивается словоохотливый журналист (Кристиан Слэйтер).

Под верхним повествовательным слоем, по-большому счету, скрывается мрачная сказка о злом двойнике. Джо – двойник Джоан, он трикстер, Крошка Цахес, под воздействие которого попала когда-то талантливая девушка. Ее энергия, в первую очередь творческая, подпитывала Джо много лет. Это обычная форма отношений между мужчиной и женщиной в патриархальном обществе (муж – голова, жена – шея, тьфу), которую обозначает новое подходящее словечко – абьюз. Идеей великой любви прикрываются великие трагедии. На протяжении всей жизни Джо манипулировал Джоан, превратил ее в инструмент достижения собственного успеха, и теперь сильная женщина пытается расколдоваться. Это чистой воды эмансипация – творческая, духовная, физическая. Фильм с феминистским посылом – да, но не совсем. Картина, скорее, о священном праве каждого на личное пространство, на личную жизнь, на личное творчество. Связывая свою жизнь с другим человеком, мы не должны приносить себя ему в жертву. Просто так уж исторически сложилось, что прежде всего этот призыв обращен к женщинам.  

Сам сюжет разворачивается по законам, знакомым нам по большой литературе (особенно, по классической русской). Одно событие запускает другое, конфликт набирает мощь, и вот уже Анна Каренина бежит на железнодорожную станцию… Герои идут по роковой дорожке, не в силах свернуть на обочину. Как я уже сказала, с одной стороны, это очень литературный прием, но с другой – очень сильный по эмоциональному воздействию на зрителя. При этом фатум не заменяет мощнейшего психологизма. Все оттенки чувств героев препарируются у нас на глазах (что порой даже слишком). Для этого повествование разрывается флэшбэками (в молодости героев играют Энни Старк и Гарри Ллойд), которые, с одной стороны, нарушают общую нарративную канву и однородную театральную атмосферу – вроде ритмической сбивки, с другой, призваны объяснить нам причины настоящих поступков персонажей. Эстетически все выглядит гармонично. Действие, которое происходит в современности, окрашено в холодные тона, что соответствует и скандинавскому менталитету, и ослабеванию связи между главными героями. Прошлое показано в теплых цветовых оттенках – молодость, любовь. Былое вообще всегда приукрашивают (тогда и деревья были выше), как будто говорит автор, но это не отменяет его травматичности.

Эта лента оправдает ваши ожидания о хорошем, большом кино. Но мой отзыв о фильме «Жена» был бы не полным без искреннего заверения в том, что это хоть и предсказуемая, но совсем нескучная картина, местами даже забавная. Очень рекомендую посвятить ей вечер.

Оценка 8/10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Жена(2017) Гленн Клоуз (Glenn Close)