Если вы поклонник российского кинематографа… Ну ладно, не поклонник, а хотя бы просто не любите вот эту всю «голливудскую киноамериканщину», то смело идите и смотрите новую российскую комедию «Грецкий орешек». Все вам здесь придется по нутру. И красивые виды греческого острова Скопелоса, и шутки-прибаутки с патриотическим уклоном, и отношение к алкоголю (наше русское, исконное!), и девушки с нежными личиками.
А главное, на экране – знакомые (многие – сериальные) актеры в привычных амплуа. Этот фильм не заставит вас сильно переживать, только пару раз умилиться, улыбнуться и погрустить над тем, что сейчас на заграничный отдых деньжат маловато. «Грецкий орешек» вполне впишется в зону комфорта тех, кто решит просто провести время в компании этого фильма. Можно смело брать с собой друзей, если их, как и вас, не смущает трансляция мудрости, что дело мужика – добиваться, а женщины – томно хотеть замуж. Говорю все это искренне, без тени ехидства! Потому что тень будет дальше.
По сюжету так. Артур (Кирилл Каганович) не знает, хочет ли он жениться на своей девушке и отправляется отдыхать и думать в Турцию. Как говорится, пути алкотрипа неисповедимы. Артура забрасывает в Грецию, где он вляпывается в разборки с местной мафией (совсем нестрашной) и полицией. Как и во всех сказках, у главного героя есть друзья – ловелас Мишаня (Антон Васильев) и умудренный жизнью старший товарищ дядя Толя (Александр Робак). Артуру предстоит понять себя и свои чувства. Режиссер и сценарист Стас Иванов, известный по сериалам «Черная река», «Жизнь только начинается».
Русские за границей – об этом у нас снимать любят. Вспомните (и вздрогните) хотя бы комедию «О чем молчат девушки». Создается впечатление, что эта кинотема уже спровоцировала образование комплекса неполноценности. Нам так навнушали, что у русских «свой путь», что даже режиссеры не могут позволить своим героям вести себя без национального идиотизма на чужбине. Еще бы! Тогда придется отказаться от заезженных шуточек в стиле «рашн федерашн» и придумывать что-то новенькое. Поэтому на сцене опять нелепые русские туристы со всеми вытекающими. Встречайте!
Черт с этими туристами. Досадно и противно, что поколение тридцатилетних и успешных у нас до сих пор демонстрируется по заготовленным еще в нулевые лекалам, корни которых, в свою очередь, кроются в советском кинематографе – и это не про преемственность комедии! Главный герой просто глуп и инфантилен, а не в кризисе. Лично мне не близки персонажи Иванова, среди моих тридцатилетних знакомых нет похожих на них людей. Все эти герои – продукт копипаста, а не вольного искреннего творчества. Оттого и шутки, даже удачные, теряют обаяние, блекнут и сходят на нет. А кое-что смотрится по-настоящему оскорбительным.
Например, фраза о том, что женщины рождаются несчастными, а мужчины должны сделать их счастливыми. Вы это сейчас серьезно? Проблема отношений здесь решается старомодно и топорно. Кажется, что Стас Иванов боится (или не умеет, или не хочет) выйти за очерченные сериалами телеканала Россия-1 границы и попытаться найти нечто оригинальное. Вторичны персонажи. Вторичен и сюжет.
Этакий упрощенный сплав «Большого куша», «Большого Лебовски», «Мальчишника в Вегасе». Больше всего там, конечно, последнего. Само название фильма хихикает и делает реверансы в сторону известного американского блокбастера. Книга Алекса Дубаса «Правила аквастопа», по мотивам которой писался сценарий, тоже какой-то сплошной постмодернизм, отсылающий заголовком к сатирической книге Дугласа Адамса (к оригинальному ее заглавию, по крайней мере). Но, может, такие повторы – это своеобразное научение?
Может, после десятка скопированных и переделанных фильмов мы все-таки сумеем сделать качественное развлекательное кино? В любом случае, «Грецкий орешек» — это сильно лучше многих отечественных лент, вышедших за последнее время. И по картинке, и по игре, и по юмору. Бонусом идет спецаттракцион - Семен Слепаков и его песни. Так что можно и посмотреть, если у вас имеется полтора часа свободного времени.
Оценка 5/10