Гость
Мы в соцсетях
На главную / В ленту / В блог автора Холодная война(2018)

Отзыв о фильме Холодная война (2018)

Фильм Павликовского: черно-белый квадрат о любви

Первое, что бросается в глаза и сбивает с толку – это квадрат. Да-да, почти квадрат, только не черный, а черно-белый. Режиссер Павел Павликовский использовал «классическое» соотношение сторон кадра (1,37:1) в своем новом черно-белом фильме «Холодная война». Этот прием сознательного ухода в буквальное ретро Павликовский уже применял в предыдущей окароносной драме о холокосте «Ида». И вот опять. Честно, поначалу хочется закидать автора, лучшего режиссера Канн 2018, тапками и обвинить в вопиющем формализме. Но, оказывается, за вылизанными восхитительно прекрасными композициями, полутенями и линиями бьется подлинная жизнь, вернее – самая настоящая рана.

Кадры из фильма Павла Павликовского "Холодая война"

Завязка проста и молниеносна, чего не скажешь о финале. Дирижер Виктор (в исполнении классического кинокрасавца Томаша Кота) вместе с коллегами ищет в послевоенной Польше артистов из народа, способных исполнять идеологически верные песни и танцы. Таких находится с избытком, ведь кушать в тяжелое время всем хочется.

Кадры из фильма Павла Павликовского "Холодая война"

В том числе и Зуле. Ее сыграла Йоанна Кулиг, которая, наверняка, теперь будет ассоциироваться с этакой роковой красавицей с польским акцентом. У Зулы и Виктора любовь. Обычно влюбленные вместе преодолевают все трудности и в конце воссоединяются. Только у наших героев главное препятствие – это они сами. Помните, как в басне «Лебедь, рак и щука» - каждый тянет в свою сторону. Зула и грубовата, и остра на язык, и, если что, ножом, как мы узнали, может того, да и связи с КГБ налицо. Виктор – тоже не самый уравновешенный парень (кто ж побежит через границу, а потом решит вернуться). Повествование растягивается на многие годы. Герои то вместе, то не вместе. И первое, и второе приносит обоим мучение. Тут ненароком вспоминается «Европа» фон Триера, «Небо над Берлином», «Невыносимая легкость бытия» Филипа Кауфмана по одноименному роману Милана Кундеры.

Кадры из фильма Павла Павликовского "Холодая война"

Но это ни в коем случае не о вторичности «Холодной войны», а о некой художественной парадигме (культурном феномене, если годно), куда так гармонично вписалась эта нежная польская картина. Не спешите плеваться! Павликовский – настоящий скульптор. Он отсекает слезливость и не дает своему детищу увязнуть в мелодраматичности. Что, согласитесь, редкость: современное искусство любит поэксплуатировать. Главное чувственное оружие Павликовского - музыка!

У истории, рассказанной польским режиссером, которого в детстве увезли из страны, есть реальная основа. Конечно, шестидесятилетнему Павликовскому по-настоящему не ведомы послевоенные годы в растерзанной Польше, однако проводниками в этот уже мифологизированный мир становятся его родители. Они так же, как и герои фильма, были очень непохожими людьми, то сходились, то расставались, мотались по Европе и умерли незадолго до крушения Берлинской стены. Однако Павликовский не просто проводит генеалогическое исследование, а берет на себе задачу куда более ответственную. Он тесно, будто в тиски, вклинивает любовные отношения в исторический контекст. Отсюда и род занятий героев, и абсолютно явная отсылка в названии ансамбля «Мазурек» к реально существовавшему польскому коллективу «Mazowsze». То, что персонажи занимаются культурной деятельностью, дает Павликовскому очень четко обозначить свою позицию по отношению к происходящему в те годы, в том числе к политическим событиям. Официальная культура ведь больше всего страдает от идеологии и пропаганды. И огромный портрет Сталина поначалу заставляет подскочить от неожиданности.

Кадры из фильма Павла Павликовского "Холодая война"

Однако во всем этом сюрре (в 21 веке по-другому такое, простите, не смотрится) видится печальная и вроде бы незлая ирония автора, сродни отпущению грехов.  В этом тоже есть своя острота, объединяющая и народы, и поколения боль. Боль несвободы человеческого индивидуума в лицемерном государстве, боль вечной тоски по идеальной Родине, которую выдумали мы сами, и которая находится лишь в наших сердцах и головах. То же и про любовь между Виктором и Зулой. Но «Холодная война» - не только про отношения на фоне исторической катастрофы, но и про то, насколько пронзительным и безупречным может быть киноязык.

Кадры из фильма Павла Павликовского "Холодая война"

Рассказанная история, в общем-то, не должна быть близка лично вам (хотя, кто знает). Здесь и не нужно этого панибратства. Просто то, как один длинный кадр перетекает в другой, еще более длинный, как они связываются, как ракурс сменяется ракурсом – все это более чем достойно пристального внимание киноманов, любителей черно-белой фотографии, классической живописи, ценителей музыки и поэзии – всех тех, кто не обделен чувством прекрасного.

Оценка 9/10


Рекомендуем


Обсуждение

Авторизуйтесь чтобы прокомментировать:

На главную / В ленту / В блог автора Холодная война(2018)